Др. и Зн. Кр.
Дмитрий Воденников Superstar

ЭССЕ
И ВЫБРАННЫЕ СТИХТВОРЕНЬЯ



          Я потому себе так много позволяю,
          что по-другому не могу.
          Из одного стихотворенья.



    1. Я помню: в детстве у меня была игра.
    Так - гуляя по даче или по пути на озеро - я представлял себе, что некто, кто больше и лучше меня, хочет узнать мое имя, но почему-то боится.
    Тогда (вот она, детская логика) - следуя прямо за мной, он начинает перебирать имена: “Миша, Коля, Петя” (я всё как будто не слышу) - и наконец: “Дима”. Я оборачиваюсь.

    Какие странные порывы внезапных чувств бывают у некоторых субъектов!


          2.    Мне тоже мыли голову в грозу
          (не помню - почему,
          но точно: мыли),
          а мы с сестрой стояли на полу
          и вот - глазьми,
          бесцветными, цветными,
          как два врага, смотрели на себя

          Мы никогда все это не любили.
          Но почему все это - помню я?


    Другая гроза. Папа, Юля, я. Папа за руку провожает нас в туалет.
    По каким-то интеллектуальным причинам (а ему всего-то 30 лет) он говорит чудовищную вещь:
    “Это - чтобы сразу всех. Иначе - кому вы нужны”.
    Юля руку выдергивает. Я же чувствую какой-то неизъяснимый восторг.
    Потом уже, прочитав “Драму на охоте”, я понял, что это - пошлость.
    Но почему же тогда я чувствовал этот неизъяснимый восторг?

            3.     Когда мои стихи осыпятся во прах
            (а это будет непременно,
            и я хочу, чтоб вы об этом знали),
            тогда,
            на гениальных их костях
            (вам это тоже неприятно?)
            я встану сам,
            своими же ногами,
            но встану я -
            на собственных ногах.

            Ну, пусть не самых лучших,
            да, не первый,
            (хотя и это, в сущности, неверно) -
            но это мой стишок,
            мой грех,
            мой стыд, мой прах.

    4. Я еще в институте заметил - обычная вещь для Достоевского: роман не начинается, пока не разразился скандал. Герои съезжаются, стягиваются в одну точку, но ничего не происходит.
    Но вот появляется еще один. Искра вспыхивает. Скандал разгорается.
    Это похоже на мои стихи. Обязательно надо сказать какую-нибудь гадость, чтобы они заработали.

    «Мужчине из второго ряда
    это кажется не-обязательным?
    А вы попробуйте-»

    Это тоже похоже на мои стихи.

    5. Необходимое пояснение

            Так вот поэзия - не гейзер,
            не газировка и не нож,
            но если ты ее откроешь
            (а фигли ты ее откроешь),
            то ты сперва ее уронишь,
            потом и сам туда утонешь,
            потом, как в мерсе, поплывешь.

    Поэт (а не человек, хотя и человек тоже) всю свою жизнь работает на Избранное.
    В этом смысле сборники уже умерших поэтов производят весьма приятное впечатление. Может, потому, что там нет случайных стихов, а значит есть настоящий, выровненный сюжет. А может, по какой-то другой причине.
    Но в любом случае - заметил я недавно - жизнеутверждающие стихи в посмертных публикациях выглядят вообще крайне неубедительно.

            6.     А я еще империю любил
            (она б любить меня не стала),
            но вот когда она пропала -
            не по моей вине пропала -
            я никого не полюбил.


      Я ничего еще не отдавал:
      ни голову, ни родину, ни руку -
      ну может быть какой-то смерти мелкой
      [а может быть какой-то смерти крупной],
      я выпустил из рук горящей белкой
      [я выронил ее купюрой круглой], -
      но я по-крупному - не отдавал.

      Так пахнет ливнем летняя земля,
      я не пойму, чего боялся я:
      ну я умру, ну вы умрете,
      ну отвернетесь от меня -
      какая разница.

      Ведь как подумаешь, как непрерывна жизнь:
      не перервать ее, не отложить -
      а все равно ж - придется дальше жить.

      Но если это так (а это точно так),
      из этого всего:
      из этой жизни мелкой
      [а может быть, из этой жизни крупной],
      из языка, запачканного ложью,
      ну и, конечно, из меня, меня -
      я постараюсь сделать все, что можно,
      но большего не требуй от меня.



      7. Еще одно необходимое пояснение

              Как известно, Мандельштам писал о «далеком» читателе. Не знаю, какой уж там читатель, - не видел. Но когда я пишу, то у меня есть две цели, два адреса. О первом я и говорить здесь не собираюсь (это бессовестно), а второй это - вы. Это не значит, что всех вас я тоже вижу. Но это значит, что всех вас я имею в виду.
              Впрочем, и здесь есть одна червоточина.
              Когда мне хлопают (а я люблю, когда мне хлопают), мне всегда хочется раскинуть руки. Вот так. Только я ни разу этого не делал, потому что боялся.
              Но - когда-нибудь - я обещаю вам, - закончив свое последнее стихотворение, я все-таки скажу себе: АП! - и раскину руки.


          И последнее.
          Я веду за руку свою трехлетнюю племянницу, Полину. На ней красивое платье и она боится машин. Я ей говорю: “Ничего не бойся - я же с тобой”. Она верит.
          Тогда, впадая в педагогический раж, я добавляю:
          “А чтобы быть совсем хорошей девочкой, - какать, Поленька, ты все-таки должна на горшок”.
          Она (яростно и непримиримо): Ни-ког-да.



              А чтобы быть
              еще любимей вами
              (а это, кстати,
              мне всегда хотелось,
              но, видно, не сумел я лучше стать) -
              так вот

              теперь вниманье, это важно:

              я никогда
              быть не хотел отважным,
              но я хотел -
              смешить и ужасать,
              смешить и ужасать,
              вплоть до могилы.

                              во мне такая
              Но, видно, есть ------------- сила.
                              меня сильнее
              И мне ее придется - испытать.

              А П !

Назад