СЕДЬМОЙ МАЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ НОВЫХ
ПОЭТОВ
«Седьмой майский фестиваль новых поэтов» – ежегодно проводимая в Петербурге акция, имеющая целью показать литературно заинтересованной публике петербургских поэтов, новых для литературной среды города, а также гостей Петербурга – известных и не очень, но вне зависимости от популярности безусловно интересных художественной цельностью и направлением поэтического поиска. Основной принцип фестиваля – выстраивание по контрасту поэтов, обладающих разными взглядами на мир и разными техническими предпочтениями в поэзии. Фестиваль новых поэтов – старейший из региональных поэтических фестивалей России 2000-х годов.
Состав участников 7 майского фестиваля новых поэтов в очередной раз
отражает сложившуюся пропорцию, в силу которой майский фестиваль новых поэтов
наполовину представлен петербуржцами, наполовину – гостями города. Половина от
гостевой половины (то есть, трое) – москвичи. И все на этот раз – некоренные.
Мало того – у двоих из них перемещение в Москву из регионов случилось в
сознательном возрасте и было связано с тем, что в регионе не хватало
пространства для литературного общения.
Марина
Хаген (родом из Челябинска, живёт в Москве с первой половины 2000-х) -
поэт, переросший субкультуру японесок на русском языке и находящий удивительные
слова в удивительных миниатюрах. Сергей
Луговик (некоренной москвич из Переславля-Залесского) в стихотворениях
созидает картину мира из скопления и роения нетривиальных образов. В школьном
возрасте переехала в Москву Анна
Орлицкая, которая пишет верлибры и хайку о разного рода отсутствиях и
небытии вообще, а также занимается кураторскими проектами, связанными с
университетскими лито России.
Из современных литературных столиц
участвует один человек, из нестолиц – двое. Столичный житель – Евгения
Суслова из Нижнего Новгорода (где литературная жизнь региона вписана в
общероссийский контекст), стихотворения которой похожи на маленькие лабиринты,
где поиски временнОго и пространственного выхода – неотъемлемое от чтения дело.
Остальные двое – совсем не столичные, однако и тут модели «нестоличности» –
разные. Надя
Делаланд из Ростова-на-Дону – поэт более чем свободный в выборе
поэтической интенции и темы, но легко узнаваемый по интонации. Делаланд известна
как поэт в очень разных и странных литературных средах, но не взаимодействует с
литературной общественностью своего города. Обратный случай – Евгения
Казакевич из Великого Новгорода, где литературная среда во второй
половине 2000-х только строит себя. В стихах Казакевич мы видим прорастание
образа сквозь всё стихотворение (если смотреть с конца, т.е. снизу вверх), а
также важную для современной поэзии в целом небоязнь «лишнего» слова – оно
аккуратно приземляется на следующей строке.
Петербургская половина
фестиваля включает авторов разных поколений – от 1958 до 1990 г.р. (Никаких
рекордов 7 майский фестиваль новых поэтов не бьёт, именно такой диапазон был
задан прошедшими фестивалями).
Павел
Байков, недавно органично примкнувший к кругу петербургского
(пост)авангарда, работает в жанрах комбинаторики – это палиндромы и омограммы –
выяснение (псевдо)случайных связей языка через единство звуковой организации
разных смыслов или принципиальную обратимость текста; и оправданность такого
взгляда на мир видима сквозь призму его традиционных стихотворений. Дмитрий
Глебов работает в жанре сюрреалистической зарисовки, временами выходящей
в аграмматическое письмо, передающее примитивное схлопывание сюра. Никита
Миронов пытается разобраться в чувствах человека, который испытывает
синестетический кризис восприятия. Логико-грамматическая сбивчивость,
разорванность речи в стихотворениях Наталии
Михайловой создаёт несколько сдвинутую природу стихотворений о любви и
разлуке. Алексей
Порвин достигает метафизического катарсиса средствами неомодернистской
стиховой техники. В стихотворениях Никиты
Сафонова среди деталей современного бытия прячется архаическое
представление о смысле простых вещей.
Прошедшие фестивали
Небольшой фестиваль молодых и красивых поэтов (2001): Игорь Булатовский, Всеволод Зельченко, Григорий Кацнельсон, Филипп Кириндас, Вячеслав Крыжановский (Владивосток-Петербург), Этер граф де Паньи (Саратов-Петербург), Павел Черноморский (Петербург-Москва), Андрей Шляхов.
Второй небольшой фестиваль поэтов СПбЛитГида (2002): Мария Громакова, Сергей Денисов, Александр Куляхтин, Наташа Курчатова, Светлана Потягайло (Новгород), Всеволод Рожнятовский (Псков-Петербург), Лидия Чередеева (Владивосток-Петербург), Павел Шугуров (Владивосток-Петербург).
Третий майский фестиваль новых поэтов (2004): Михаил Богуш (Гатчина), Алла Горбунова, Настя Денисова (Петербург-Москва), Наталья Ключарёва (Ярославль-Москва), Илья Кригер (Москва), Андрей Сидоркин, Мария Сосновская, Юлия Стениловская (Мурманск-Москва), Василий Степанов.
Четвертый майский фестиваль новых поэтов (2005): Ирина Бережанская, Светлана Бодрунова, Данила Давыдов (Москва), Вадим Кейлин, Полина Копылова (Петербург-Хельсинки), Михаил Котов (Москва), Олеся Первушина (Клайпеда-Петербург), Анна Русс (Казань), Данил Файзов (Москва), Юлия Шадрина (Владивосток), Ирина Шостаковская (Москва), Екатерина Щеглова (Москва-Петербург), Наиля Ямакова.
Пятый майский фестиваль новых поэтов (2006): Дмитрий Богатырев, Марианна Гейде (Москва), Линор Горалик (Москва), Алексей Денисов (Владивосток-Москва), Тимофей Дунченко, Анастасия Зеленова (Нижний Новгород-Самара), Дмитрий Зернов (Нижний Новгород), Дмитрий Кузьмин (Москва), Станислав Львовский (Москва), Антон Люциев (Калининград), Андрей Малышев, Канат Омар (Астана), Роман Осминкин, Петр Разумов, Евгения Риц (Нижний Новгород), Овсей Рорин, Ярослава Соколова, Дарья Суховей, Дарья Туминас, Гера Шипов.
Шестой майский фестиваль новых поэтов (2006): Алексей Афонин, Айрат Багаутдинов (Казань), Дина Гатина (Энгельс-Москва), Ирина Дудина, Надя Дягилева, Николай Звягинцев (Москва), Юлия Идлис (Москва), Алексей Кручковский, Алина Кудряшева, Илья Лапин, Любовь Лебедева, Евгения Малиновская (Вологда), Георгий Манаев (Москва), Федор Сваровский (Москва), Света Сдвиг (Самара-Москва), Тимофей Усиков.
Информацию подготовила Дарья Суховей.